Главная Статьи Конфликты с учителем

Конфликты с учителем

Конфликты между поколениями всегда были, есть и, скорее всего, будут. Это нормальное течение эволюционных процессов – невозможно создать что-то новое повторяя старые программы. Однако, школа – это не место для конфликтов и не место борьбы. Это то место, где стоит задача не разрушать, а созидать. И тут важны границы каждого, чтобы, в конечном итоге создать общее пространство для развития.

Мы говорим сейчас о теме конфликта между учителем и учеником, что достаточно часто является темой для обсуждения на линии телефона доверия.

Важно понимать, что в этом конфликте участвуют всегда три стороны – ребенок, учитель и родитель. И для его решения важно участие всех трёх.

У каждой стороны есть свои требования:

  • У учителя к ребенку – чтобы активно был включен в учебную деятельность. К родителю – чтобы был включен в процесс решения проблем с учебой.
  • У родителя к учителю – чтобы был вовлечён в учебный процесс, чтобы был вежлив и справедлив к ребенку, чтобы ребенок понимал предмет. К ребенку – чтобы был заинтересован в учебе и был виден результат.
  • У ребенка к обоим – чтобы было интересно в процессе учебы, чувствовать себя успешным и было время для отдыха и своих дел.

Конфликт же начинается тогда, когда одна из сторон не выполняет своих обязательств, а две других не идут на контакт для решения этой проблемы.

Выглядит это таким образом, что ребенок не хочет идти в школу, потому что ему трудно и непонятно. В это время учитель злится на ребенка и родителя за невключенность, А родитель – на ребенка и учителя за то, что не могут между собой договориться, а как включаться в этот процесс – не понятно. Либо полностью отказывается.

Заканчивается это чаще всего неврозом всех троих – ребенка от учебы тошнит, родитель не знает что с этим делать и пишет жалобы на учителя, а учитель только и успевает, что хвататься за голову, какие нынче пошли дети и родители. И каждая сторона старается убедить две другие в своей правоте. Но так конфликты не решаются, а только усугубляются день ото дня.

Что же делать с этим хаосом?

А ответ, как всегда прост:

  1. важно разговаривать и выяснять – в каком месте и кто нарушил чужие права или не выполняет своих обязательств. Это прописано в должностных инструкциях и уставе школы.
  2. далее важно выяснить – не кто виноват, а какие обстоятельства привели к тому, что это сейчас так.  При этом, важно обсуждать факты, а не искать оправдания и обвинения.
  3. когда ситуация стала вся ясна – то можно переходить к способам ее решения. Что может сделать каждая из сторон.

На практике оказывается, что одна или две из сторон не готовы договариваться и что-то решать и тогда назревает большой скандал, либо ребенок это решает по-своему – просто не ходит в школу.

В таком случае важно обращаться к сторонней помощи – директору школы, либо психологу.